Урок 5 – Работа с виртуальными инструментами

Вкратце о VSTi

VSTi – это разновидность формата VST-плагинов. Приставка «i» означает, что такой плагин представляет собой звукообразующий инструмент, о них и будет идти речь далее. Подробнее о VST на Wiki…

 

Директория плагинов

Для начала рекомендуется создать (если ещё нет) одну общую папку для всех ваших VST-плагинов. Например:

c:\Program Files (x86)\VST\

Затем нужно настроить Mixcraft, чтобы при каждом запуске он сканировал эту директорию в поисках новых VSTi.

Ctrl+Alt+P (меню Файл > Настройки) > вкладка Плагины >

В появившемся окне нажмите Добавить, укажите путь.

Если вы нажмёте Авто-сканирование VST/VSTi директорий, программа произведёт сканирование всей вашей файловой системы в поисках папок, чьи имена содержат ключевое слово "VST". Это может занять некоторое время (возможно, даже длительное), а система может перестать отвечать на запросы. Не пугайтесь! :)

 

Установка VST(-i / -fx)

Если загруженный VST в формате *.EXE

Устанавливайте как любую обычную программу, следуя пошаговым инструкциям по установке. Когда программа запросит VST Plugins Path, укажите путь к папке с VST-плагинами.

Если загруженный VST в формате *.DLL

Копируйте этот файл в папку с вашими VST-плагинами.

Если загруженный VST в неизвестном вам формате

Изучите приведённые инструкции там, где заполучили этот файл.

 

Загрузка VSTi в проект

Загрузить виртуальный инструмент можно только через соответствующую дорожку.

Если в вашем проекте её (Instrument Track) ещё нет, используйте комбинацию клавиш Ctrl+E, либо:

 

- нажмите эту кнопку, чтобы открыть немодальное диалоговое окно, с помощью которого можно будет загрузить виртуальные инструменты, настроить их работу, а также применить к ним эффекты.

Рассмотрим его подробнее.

 

Для удобства, все инструменты и синтезаторы распределены по категориям. Справа отображается содержимое выбранной категории.

  • <VSTi инструменты> – в эту категорию помещаются сторонние виртуальные инструменты, т.е. любые установленные вами VSTi-плагины.
  • <ReWire устройства> – список ReWire клиентов. Это могут быть другие установленные рабочие станции по обработке звука. Подробнее о ReWire на Wiki…
  • <Внешние MIDI-устройства> – подключённые синтезаторы.
  • Все остальные категории содержат в себе шаблоны идущих в комплекте инструментов / синтезаторов, как одиночных, так и сгруппированных (мультиинструменты), с особой настройкой уровня громкости, панорамы и транспонирования для наилучшего сочетания их звуков.

 

Настройка виртуальных инструментов

В этой области отображены детали текущего шаблона: загруженные инструменты / синтезаторы, их внутренние пресеты, уровень громкости, панорама, диапазон октав, транспонирование, сила нажатий клавиш и настройка каналов (имеется только у мультиканальных плагинов).

- открывает окно с графическим интерфейсом плагина.

- открывает окно выбора каналов плагина, которые будут добавлены в проект. Подробнее про это – чуть ниже.

Для изменения параметров просто щелкните, например, по громкости первого инструмента.

В появившемся окне впишите нужное вам значение, либо перемещайте ползунок.

Тот же самый способ работает и с другими параметрами, кроме Силы нажатий (Velocity). Она задаётся лишь вручную, без открытия подобного окна.

Формат ввода только такой: два числа через дефис, причём первое не может быть больше второго, и соответственно второе не может быть меньше первого. Максимально допустимое значение второго числа: 127. При неверном вводе, значение будет сбрасываться на предыдущее, которое соответствовало этим правилам.

Первое число означает минимальную силу нажатия, с которой будет отправлена команда нажатия клавиши, а второе – максимальную.

Пример: вам необходимо, чтобы ноты с силой нажатия менее 25 были пропущены (будто и не нажимались вообще). Устанавливаете Силу нажатий на 25-127.

 

В этой области можно загрузить и настроить эффекты.

 

- (что справа) нижний элемент выгружает выбранный инструмент / эффект, а стрелки перемещают его выше или ниже, соответственно. Для инструментов эти стрелки особой роли не играют, а для эффектов – определяют порядок цепочки, как например, будет ли эффект реверберации применён после эквалайзера, или будет ли лимитер принимать сигнал в последнюю очередь, когда тот пройдёт через тройку других эффектов, стоящих выше него.

 

Можете сохранить текущий шаблон, либо сбросить все настройки и начать его создание «с чистого листа», нажав кнопку Новый пресет.

 

Иконка – изображение, которое поможет вам быстро найти нужный инструмент среди множества прочих дорожек проекта. Около 60 изображений идут в комплекте с Mixcraft, но вы можете загружать и свои собственные.

- открывает окно выбора иконки.

 


- открывает окно с музыкальной клавиатурой, с помощью которой обычная клавиатура «превращается» в музыкальную. Вы сможете набирать ноты, играть и записывать свою игру. В ней также имеются элементы управления модуляцией, колесом питча (звуковысотным колесом – Pitch Wheel), педалью удержания звучания (Hold/Sustain), транспонированием и силой нажатия клавиш (Velocity).

 

Автоматизация параметров VSTi

Откройте область автоматизации дорожки -

Чтобы выбрать параметр, кликните по этой стрелке.

Затем, в поле Инструменты находите нужный инструмент (если загружен не один) и наводите на него курсор мыши для отображения списка его изменяемых параметров.

В этом примере у нас загружен виртуальный инструмент – Рояль, и мы хотим автоматизировать Тембр его звучания.

- так выглядит этот параметр на графическом интерфейсе плагина.

Находим совпадение наименования параметра в списке. (в нашем случае - Timbre)

После выбора, можно начать автоматизировать изменение этого параметра.

 

А для более точной детализации и удобства, увеличьте масштаб отображения.

 

Автоматизированные параметры появляются в этом меню. В любой момент можете вернуться к изменению любого из них.

 

Привязка параметров VSTi к MIDI-контроллерам

Есть два способа вызвать окно с настройками привязки параметров к контроллерам.

1-й:

Открываем меню автоматизации дорожки, в списке параметров инструмента выбираем MIDI-контроллер.

 

либо...

2-й:

В окне Выбора инструмента жмём, затем(в правом верхнем углу появившегося окна).

 

Сама настройка привязки:

Нажмите кнопку, выберите нужный параметр из списка, затем покрутите (на подключённом MIDI-контроллере/синтезаторе) нужный контроллер либо слайдер (фэйдер).

В инструкции, что приведена внизу этого окна, дополнительно сказано про нажатие кнопки или клавиши – в данном случае этот вариант не подходит, потому что автоматизировать параметры плагинов можно только контроллерами и фэйдерами. А вот к функциональным кнопкам и клавишам MIDI-клавиатуры / контроллера можно назначить команды управления Mixcraft, такие как Воспроизведение, Остановка, Запись и многие другие, но об этом в одном из следующих уроков.

Вернёмся к текущей задаче. Вы сделали всё по инструкции? ОК!

В поле CC, напротив выбранного вами параметра должен появиться идентификационный номер используемого вами контроллера.

Можно продолжить назначение контроллеров для других параметров, либо закрыть это окно.

Если всё сделано правильно – параметр успешно привязан.


Всё о работе с мультиканальными VSTi - здесь.

В этой статье вы также найдёте примеры коммутации инструментов с MIDI и Аудио каналами в плагинах:

Native Instruments – Kontakt 5
Roland – Edirol Orchestral
Best Service – Engine 2
Native Instruments – Battery 3
Native Instruments – Battery 4
Toontrack – EZDrummer
XLN Audio – Addictive Drums
IK Multimedia – Miroslav Philharmonik
IK Multimedia – SampleTank
Steinberg – Hypersonic 2

и др.


В следующем уроке вы узнаете Всё про Автоматизацию.